Вверх

 
 
Вход на сайт
Логин
Пароль


РегистрацияЗабыли пароль?
Забыли пароль

Введите логин и e-mail, указанный при регистрации, на который мы вышлем вам пароль

Логин
E-mail
Вход на сайт Регистрация Зачем
регистрироваться?

Частный детский сад. Развитие речевых навыков и крупной мо-
торики. Логопед и хореография.

Реклама. О рекламодателе >

Ромашка

Частный детский сад

vk.com/clubromashka

Киров, ул. Сутырина, 9
Тел: 45-51-81, 8-922-9955181

*Подробности по тел: 45-51-81
Лицензия: № Л035-01282-43/00682982
Реклама. ООО «Магистраль»
ИНН 4345453954
erid 2SDnjduP84g 

Выпускные для детских садов
и 4 классов (0+)

Реклама. О рекламодателе >

Ежи

Творческое объединение


vk.com/gorodokezhi

Киров, ул. Урицкого, 42.
Тел: 75-00-89

Возрастное ограничение: 0+
Реклама. ИП Захлестин А.Ю.
ИНН 434550327208
erid 2SDnjeG8yJY 

Офтальмология «ЯСНО». Поможем остановить прогре-
ссирование близорукости!

Реклама. О рекламодателе >

Ясно

Сеть оптик

optika-yasno.ru

Тел: +7 900 526-0-444

Реклама. Подробности в салонах и по тел: +7 900 526-0-444. Возможны противопоказа-
ния, проконсультируйтесь со специалистом. Лицензия № 99-03-000646. ИП Малых Е. О. ОГРН 315434500004965
ИНН 434584223013.
erid 2SDnjchp39r 

Ликвидация линолеума, ковролина и ковров! Весомые скидки до 50%!*

Реклама. О рекламодателе >

Мир Ковров

Центр напольных покрытий

mir-kovrov43.ru
vk.com/mirkovrov43

«Мир Ковров», Коммунальная, 2
«Аладдин», Калинина, 40
Тел: 447-047

*Подробности в магазинах
и по тел: 447-047
Реклама. ИП Деветьяров К. М.
ИНН 434700403700
erid 2SDnjcpu85o 

Улучшаем речь и обучаемость, повышаем интеллект. Любые виды коррекции.

Реклама. О рекламодателе >

ТОМАТИС®

Центр коррекции и развития

vk.com/tomatis_kirov

Киров, ул. Герцена, 37
Тел: 8-912-718-91-94.

Реклама. ИП Паршина Л.А.
ИНН 434521768110
erid 2SDnjeiXsex 

Профессиональная косметика и аксессуары для женщин и мужчин. Детская косметика.

Реклама. О рекламодателе >

КРАСОТА profi

Салоны красоты

krasota-profi.ru

Киров, ул.Мопра, 7
Тел: +7 (8332) 21-22-33

Реклама. ООО «Красота Профи»
ИНН 1101172248
erid 2SDnjewkiPA 
www.kirovchanka.ru > Отдыхаем > Спецпроекты > Я знаю! > Посетители портала Кировчанка.ru в гостях у дымковских мастериц!

Посетители портала Кировчанка.ru в гостях у дымковских мастериц!

03.11.2014     Автор: Ольга Обухова

Участники новой экскурсии проекта «Я знаю!» окунулись в творческую атмосферу и сами попробовали себя в роли мастеров дымковской игрушки. А для всех, кто не смог побывать на экскурсии, мы подготовили фотоотчет.

Проект «Я знаю!» набирает обороты, приходит все больше заявок, а экскурсии становятся еще интереснее и познавательнее. В этот раз мы отправились в гости к дымковским мастерицам, которые раскрыли нам секреты старинного промысла. Мастерицы работают в Кировском городском отлелении ВТОО «Союз художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Под их чутким руководством мы сами сделали игрушку, которая, оказывается, похожа на автора: у кого-то горделивая, у кого-то непослушная, а у кого-то очень милая и миниатюрная.

Но, не будем забегать вперед и начнем наш увлекательный рассказ, чтобы и вы, дорогие читатели, смогли больше узнать о едва ли не самом популярном из народных промыслов, который известен не только за пределами нашей области, но и страны — дымковской глиняной игрушке. 



В составе 20 человек мы прибыли в музей «Дымковская игрушка: история и современность» в распоряжение экскурсовода Марии Шишкиной, которая рассказала об истории промысла и его эволюции.



Зародился промысел в слободе Дымково за рекой Вяткой, по некоторым предположениям, более 400 лет тому назад. Тогда здесь жили и работали от 30 до 50 семей «игрушечниц».



Целый год мастерицы готовились к шумному и веселому самобытному вятскому празднику, — Свистопляске (Свистунье), — на котором и продавали свои работы. 

Так, например, глиняные шары «шарыши», которые ребятишки и взрослые катали по откосам Раздерихинского оврага, продавались в эти 3 дня целыми ведрами, а свист игрушек-свистулек не умолкал даже ночью.
Мы и подумать не могли, что если бы не 2 человека, то вятский промысел мог быть утерян безвозвратно. Ведь в начале 20 века интерес к игрушке из глины начал угасать, его стали вытеснять более дешевые изделия.

На вопрос экскурсовода, какие же это могли быть материалы, «подвинувшие» глину, каждый из нас начал предлагать свои варианты. И на это мы потратили не одну, не две и не три попытки. Оказывается, этот материал — гипс.



Кто же сохранил промысел для нас с вами? Мария продолжила свой экскурс в историю и рассказала о мастерице, которая считается классиком дымковского промысла — Анне Афанасьевне Мезриной. Именно благодаря ей мы с вами знаем о дымке и она продолжает радовать нас своими жизнерадостными красками и геометрическими орнаментами. 



Но главную роль в деле сохранения и развития промысла сыграл вятский художник-пейзажист Алексей Иванович Деньшин, который с 15 лет увлекался творчеством мастериц. Он делал цветные иллюстрации работ Мезриной, оформлял их в рукотворные альбомы, а также отвозил в Москву и Петроград первые коллекции дымковских игрушек.

Благодаря Деньшину промысел стал очень популярным и известным даже за пределами СССР: о дымке появились многочисленные публикации, столичные музеи закупали целые коллекции игрушек, дымка приняла участие во Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.  



В течение второй половины 20 века промысел все больше набирал обороты, спрос на дымковскую игрушку увеличивался. В 1980-е годы в коллективе работало уже 70 мастериц. Именно тогда для промысла было построено новое здание в центре Кирова с просторными мастерскими, где и по сей день рождаются самобытные красочные игрушки.



Настенная роспись известного вятского живописца, Народного художника России В.Г. Харлова.

В музее мы увидели не только работы нескольких поколений мастериц, но и настенную роспись, повествующую об истории промысла и его значении в культуре Хлынова-Вятки-Кирова. На огромной стене запечатлены все, кто причастен к дымковской игрушке. Цветовое решение также не случайно, оно напрямую связано с материалом, из которого лепят дымку — глиной.



Теперь пришло время поговорить о том, кого лепили мастерицы. И здесь лес рук! О персоналиях наши участники, как оказалось, знали немало. Это и мир фауны: медведи, зайцы, олени, уточки, курочки, петушки, индюки, гуси, свинки, козлики, бараны, коровы, лошадки, собачки, рыбы и даже львы.

Широко представлены и мужские персонажи: деревенские мужики в сапогах или лаптях, работающие или идущие с ярмарки с покупками в руках, гармонисты, всадники, гусары, городские франты, деревенские мальчишки. А также всадники, которые изображаются не только на коне, но и на козле, свинье, петухе и даже рыбе. Также среди всадников выделяется уникальный и самобытный образ самоеда (чукчи) на олене.



Излюбленными персонажами мастериц являются и женские образы или барыни — крестьянка и городская барыня. Городские модницы изображаются в шикарных шляпках, пышных платьях или юбках — гладких или с рядами оборок, в кофтах с пышными округлыми рукавами. В руках у них чаще всего сумочки, зонтики, веера или цветы от поклонников. Барыни отдыхают, прогуливаясь под руку с кавалером, красавцем-гусаром или с собачкой. Замужние гуляют с мужем и детишками.

На крестьянках же всегда присутствуют фартук и кокошник. Они заняты работой — несут ведра с водицей (водоноски), доят корову, прядут, нянчатся с детишками (няни). Если ребенок в пеленках, то держащую его крестьянку называют кормилицей. Хозяюшки несут каравай или самовар для дорогого гостя.



Стадии изготовления дымковской игрушки.

Такими дорогими гостями в этот день стали и мы. На следующем этапе экскурсии нас встречала молодая мастерица Юлия Двинянинова, которая всего за 30 минут показала, как кусок красной глины, привезенной из Просницы, превращается в барыню-хозяюшку с караваем.



Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки — это исключительно ручная авторская работа, выполняемая полностью, от начала и до конца, одной мастерицей.



Лепить начинают с основной крупной части, к которой примазываются более мелкие детали, затем заглаживают поверхность мокрым пальцем. Очень аккуратно и тщательно, чтобы при обжиге все детали остались на месте. В процессе работы используются лишь деревянная лопатка для выравнивания «ступки» (юбки), палочка для протыкания отверстий и влажная тряпочка.



Поначалу наши юные герои скептически наблюдали за работой мастерицы. Ведь то, что получалось, мало походило на статную красавицу, которую они только что видели в музее. Но... легкими движениями Юлия сделала оборочку на юбке (кстати, довольно сложный элемент). Потом мастерица приступила к прическе барыни. В этот момент девочки начали узнавать будущую хозяйку, даже косы решили себе заплести как у нее. 



Для завершения не хватало самых мелких деталей — сережек, рушника и каравая с солью. Только представьте себе, что некоторые из них по размерам меньше 5 мм. Это поистине ювелирная работа, сродни ремеслу Левши, который подковал блоху.



И вот последние штрихи... Глаза участников округляются, у кого-то на лице появляется неподдельный восторг, а кто-то достает телефон (куда же без него сегодня). Наша барыня готова ко второму этапу — сушке. 



На этом этапе игрушку оборачивают в лоскут ткани, ставят на полку, где она сушится при комнатной температуре от 2 дней до 2 недель (в зависимости от размера).



После тщательной сушки работа отправляется в обжиг. Обычно, это закрытое от посторонних глаз помещение, но мы смогли там оказаться и вместе с сотрудником промысла Леонидом Менчиковым, который продолжил увлекательный рассказ о процессе создания глиняной игрушки.



В старину обжигали дымку в русской печи прямо меж поленьев. Бывало, что и пищу готовили в это же время. Обожженные игрушки обтирали от золы, белили и расписывали.



Теперь же обжиг производится в электрических печах при температуре 850-900 С. От такого накала глиняные фигурки светятся насквозь, словно раскаленные угли. Кстати, свои работы мастерицы не подписывают перед тем, как они отправляются в печи. Как они узнают после, где чья игрушка, так и осталось для нас секретом. 



900 С — конечно, много, но не каждый из нас понимал насколько. Чтобы нам было понятнее, Леонид провел небольшое сравнение.

— Итак, представьте, что вы взяли сковороду, чтобы что-то пожарить, поставили ее на огонь, она, естественно, накалилась. Рискнет ли кто-нибудь сразу взять ее в руки? Так вот, если же эту сковороду положить в печь при температуре обжига, то она попросту расплавится. Вот вам и 900 С!



После обжига игрушки возвращаются к мастерицам, к ним же отправились и мы. 30 лет назад в промысле работало примерно 70 человек, сегодня же здесь творят около 20 игрушечниц. На экскурсии мы познакомились с 3 поколениями мастериц, у каждой из которых свой уникальный почерк в работе.

Изначально дымковская игрушка являлась потомственным домашним ремеслом, которое передавалось по женской линии от матери к дочери. В 20 веке промысел перестал быть сугубо наследственным: был проведен первый набор желающих стать мастерицами со стороны.

Все же и в наше время есть династии мастериц. Например, Нина Петровна Борнякова, с 16 лет работающая в промысле и посвятившая ему ни много, ни мало, 56 лет, передала свои знания дочери — Евгении Белых — мастерице с уже почти 20-летним опытом. 



Мастерицы Нина Петровна и Евгения показали нам следующие этапы создания игрушки — побелку и роспись. Раньше побелку разводили на молоке. Входящий в его состав казеин является хорошим закрепителем. Сегодня же мастерицы используют белую водоэмульсионную краску с добавлением мела, хотя у каждой есть некоторые секретные ингредиенты, чтобы побелка лучше ложилась и быстрее сохла. 



После побелки игрушка расписывается красками с добавлением яичного белка или желтка, которые придают цветам особый блеск.

Кстати, фиолетового и сиреневого цветов на игрушках не встретишь, так как эти цвета считаются нетрадиционными. Когда-то молодая мастерица решила добавить их в свою работу, но увы... На художественном совете, который проходит раз в месяц, ее попросили игрушку перекрасить.

В старину для росписи использовали самодельные кисти, которые были в виде палочки с намотанным на нее и распушенным кусочком холста. Сейчас мастерицы работают современными кистями, позволяющими усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями. 
Конечно, у Нины Петровны за столько лет работы рука уже набита, но иногда она специально делает слегка небрежные мазки. По-мнению мастерицы, так игрушка выглядит более живой, подчеркивается ручная работа.
Последним этапом в создании игрушки является нанесение потали (особого сплава меди и цинка золотого цвета). Тончайшие листы металла, проложенные между двумя листами бумаги во избежание склеивания между собой, нарезают квадратами и аккуратно кисточкой «насаживают» на игрушку. 



Есть у мастериц и любимые персонажи. Нина Петровна очень любит лепить барыню-водоноску.

— Водоноска олицетворяет женскую красоту и силу. Раньше в деревнях, прежде чем в жены брать, смотрели на то, какова невеста в работе. Худые не в моде были. А пышная румяная барыня-водоноска — в самый раз!

Весь процесс изнутри мы увидели, и настало время перейти от теории к практике — слепить игрушку самим!

Мы переместились в Студию ремесел, которая работает в здании промысла уже много лет, проводя различные занятия для детей и взрослых. Но самым большим интересом всегда пользуются занятия по работе с глиной. В уютном классе нас уже ждала молодая мастерица Юлия Михалицына.



Богдан Карсаков и Даша Караваева лепили из глины в первый раз. Даша справлялась весьма умело, а вот Богдана поначалу глина «не слушалась», и приходилось звать на помощь Юлию.

Богдан Карсаков (участник экскурсии)

— Мне было интересно смотреть на то, как мастерица делала игрушку. Очень здорово, что мы своими руками смогли сделать из куска обыкновенной глины красивую игрушку, которую можно кому-нибудь подарить. Я подарю птичку маме! Ребятам в классе рассказал про экскурсию, теперь все хотят сходить.



Совместными усилиями у участников экскурсии получились миниатюрные аккуратные птички. Можно с уверенностью сказать, что первый блин комом не вышел! 



Конечно, горящие глаза детей дорогого стоят, а как горели глаза взрослых! Не только ребята, но и родители лепили игрушку впервые. Алексей Селивановских как будто вернулся в детство. На протяжении всего процесса лепки, а занял он у нас раза в 3 времени больше, чем у мастерицы в музее, с его лица не сходила улыбка.

Алексей Селивановских (участник экскурсии)

— Впервые за 45 лет я увидел воочию, как создают дымковскую игрушку. Очаровательный экскурсовод вела нас по залам, рассказывая историю фабрики, процесс изготовления игрушек и стили в которых они изготовлены. Мы посетили подвал, где проходит обжиг игрушек в печах. Мастер рассказал о том, как серьезен процесс обжига, и каких это стоит трудов. Нас познакомили с мастерицами, которые своими руками делают такие шедевры! А когда мы пришли в класс, я радовался как ребенок, вылепляя из глины свою птичку. Моя дочь тоже была в полном восторге. Она постоянно вспоминает об этой потрясающей экскурсии. 




Даша Караваева (участник экскурсии)

 — Мне было интересно услышать историю происхождения дымковской игрушки. Я люблю творить что-нибудь своими руками и с большим удовольствием слепила  игрушку сама. Если бы у меня было больше свободного времени, то я походила бы  сюда заниматься .Спасибо за экскурсию!

Теперь можно с уверенностью сказать, что мы не только знаем все о дымковской игрушке, но и сами смогли ее сделать! Каждая птичка подписана, все работы отправились на сушку и обжиг. И уже в скором времени игрушки «прилетят» к своим творцам.

За 2,5 часа увлекательной экскурсии по 4 этажам промысла мы благодарим Надежду и Леонида Менчиковых, Марию Шишкину, Юлию Михалицыну и Юлию Двинянинову, Евгению Белых и Нину Петровну Борнякову. Желаем им дальнейших творческих успехов и говорим спасибо за новые знания, позитивные эмоции и непередаваемые ощущения от личной встречи с промыслом!

На сей раз сами юные участники подходили к нам и спрашивали о том, куда мы отправимся в следующий раз. Новая экскурсия уже не за горами! Следите за обновлениями и, возможно, именно вы отправитесь с нами на увлекательную экскурсию, после которой на все 100% сможете сказать «Я знаю!».

Источник: Кировчанка.ru     
                       
Комментарии (5)
 
Спасибо за интересную и познавательную экскурсию! Нам с дочкой очень понравилось! :-) Очень интересно было узнать историю Дымковской игрушки, увидеть, как работают мастерицы и попробовать слепить самостоятельно! С удовольствием поучаствовали бы в проекте в следующий раз!
Спасибо за интересную и познавательную экскурсию! Нам с дочкой очень понравилось! :-) Очень интересно было узнать историю Дымковской игрушки, увидеть, как работают мастерицы и попробовать слепить самостоятельно! С удовольствием поучаствовали бы в проекте в следующий раз!
 
Какие лица у ребят! Панно Харлова просто до мурашек!
Какие лица у ребят!
Панно Харлова просто до мурашек!
 
Комментарии наших детей в статье, а от меня лично огромное спасибо за непередаваемые эмоции, которые Кировчанка несет в наши семьи... Глаза горят, когда дети вспоминают экскурсии с Вами.Благодарим !
Комментарии наших детей в статье, а от меня лично огромное спасибо за непередаваемые эмоции, которые Кировчанка несет в наши семьи... Глаза горят, когда дети вспоминают экскурсии с Вами.Благодарим !
 
Мне и дочке тоже очень понравилась экскурсия! Столько эмоций и впечатлений! Спасибо Кировчанке за предоставленную возможность побывать в гостях у мастериц Дымковской игрушки. Будем следить за новостями!
Мне и дочке тоже очень понравилась экскурсия! Столько эмоций и впечатлений! Спасибо Кировчанке за предоставленную возможность побывать в гостях у мастериц Дымковской игрушки. Будем следить за новостями!
 
На экскурсию к дымковским мастерицам Маша и Оля (по 9 лет) ходили без родителей. По их восторженным комментариям было понятно-экскурсия удалась. Увидев фотоотчет, я с удовольствием "побывала" там с ребятами. Интересно и доступно. Большое спасибо организаторам проекта!
На экскурсию к дымковским мастерицам Маша и Оля (по 9 лет) ходили без родителей. По их восторженным комментариям было понятно-экскурсия удалась. Увидев фотоотчет, я с удовольствием "побывала" там с ребятами. Интересно и доступно. Большое спасибо организаторам проекта!
Добавить комментарий
Вы цитируете сообщение пользователя
Чтобы добавить комментарий введите свой логин и пароль или зарегистрируйтесь