Участники новой экскурсии проекта «Я знаю!» окунулись в творческую атмосферу и сами попробовали себя в роли мастеров дымковской игрушки. А для всех, кто не смог побывать на экскурсии, мы подготовили фотоотчет.
Проект «Я знаю!» набирает обороты, приходит все больше заявок, а экскурсии становятся еще интереснее и познавательнее. В этот раз мы отправились в гости к дымковским мастерицам, которые раскрыли нам секреты старинного промысла. Мастерицы работают в Кировском городском отлелении ВТОО «Союз художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Под их чутким руководством мы сами сделали игрушку, которая, оказывается, похожа на автора: у кого-то горделивая, у кого-то непослушная, а у кого-то очень милая и миниатюрная.
Но, не будем забегать вперед и начнем наш увлекательный рассказ, чтобы и вы, дорогие читатели, смогли больше узнать о едва ли не самом популярном из народных промыслов, который известен не только за пределами нашей области, но и страны — дымковской глиняной игрушке.
В составе 20 человек мы прибыли в музей «Дымковская игрушка: история и современность» в распоряжение экскурсовода Марии Шишкиной, которая рассказала об истории промысла и его эволюции.
Зародился промысел в слободе Дымково за рекой Вяткой, по некоторым предположениям, более 400 лет тому назад. Тогда здесь жили и работали от 30 до 50 семей «игрушечниц».
Целый год мастерицы готовились к шумному и веселому самобытному вятскому празднику, — Свистопляске (Свистунье), — на котором и продавали свои работы. Так, например, глиняные шары «шарыши», которые ребятишки и взрослые катали по откосам Раздерихинского оврага, продавались в эти 3 дня целыми ведрами, а свист игрушек-свистулек не умолкал даже ночью.
Мы и подумать не могли, что если бы не 2 человека, то вятский промысел мог быть утерян безвозвратно. Ведь в начале 20 века интерес к игрушке из глины начал угасать, его стали вытеснять более дешевые изделия.
На вопрос экскурсовода, какие же это могли быть материалы, «подвинувшие» глину, каждый из нас начал предлагать свои варианты. И на это мы потратили не одну, не две и не три попытки. Оказывается, этот материал — гипс.
Кто же сохранил промысел для нас с вами? Мария продолжила свой экскурс в историю и рассказала о мастерице, которая считается классиком дымковского промысла — Анне Афанасьевне Мезриной. Именно благодаря ей мы с вами знаем о дымке и она продолжает радовать нас своими жизнерадостными красками и геометрическими орнаментами.
Но главную роль в деле сохранения и развития промысла сыграл вятский художник-пейзажист Алексей Иванович Деньшин, который с 15 лет увлекался творчеством мастериц. Он делал цветные иллюстрации работ Мезриной, оформлял их в рукотворные альбомы, а также отвозил в Москву и Петроград первые коллекции дымковских игрушек.
Благодаря Деньшину промысел стал очень популярным и известным даже за пределами СССР: о дымке появились многочисленные публикации, столичные музеи закупали целые коллекции игрушек, дымка приняла участие во Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке.
В течение второй половины 20 века промысел все больше набирал обороты, спрос на дымковскую игрушку увеличивался. В 1980-е годы в коллективе работало уже 70 мастериц. Именно тогда для промысла было построено новое здание в центре Кирова с просторными мастерскими, где и по сей день рождаются самобытные красочные игрушки.
Настенная роспись известного вятского живописца, Народного художника России В.Г. Харлова.
В музее мы увидели не только работы нескольких поколений мастериц, но и настенную роспись, повествующую об истории промысла и его значении в культуре Хлынова-Вятки-Кирова. На огромной стене запечатлены все, кто причастен к дымковской игрушке. Цветовое решение также не случайно, оно напрямую связано с материалом, из которого лепят дымку — глиной.
Теперь пришло время поговорить о том, кого лепили мастерицы. И здесь лес рук! О персоналиях наши участники, как оказалось, знали немало. Это и мир фауны: медведи, зайцы, олени, уточки, курочки, петушки, индюки, гуси, свинки, козлики, бараны, коровы, лошадки, собачки, рыбы и даже львы.
Широко представлены и мужские персонажи: деревенские мужики в сапогах или лаптях, работающие или идущие с ярмарки с покупками в руках, гармонисты, всадники, гусары, городские франты, деревенские мальчишки. А также всадники, которые изображаются не только на коне, но и на козле, свинье, петухе и даже рыбе. Также среди всадников выделяется уникальный и самобытный образ самоеда (чукчи) на олене.
Излюбленными персонажами мастериц являются и женские образы или барыни — крестьянка и городская барыня. Городские модницы изображаются в шикарных шляпках, пышных платьях или юбках — гладких или с рядами оборок, в кофтах с пышными округлыми рукавами. В руках у них чаще всего сумочки, зонтики, веера или цветы от поклонников. Барыни отдыхают, прогуливаясь под руку с кавалером, красавцем-гусаром или с собачкой. Замужние гуляют с мужем и детишками.
На крестьянках же всегда присутствуют фартук и кокошник. Они заняты работой — несут ведра с водицей (водоноски), доят корову, прядут, нянчатся с детишками (няни). Если ребенок в пеленках, то держащую его крестьянку называют кормилицей. Хозяюшки несут каравай или самовар для дорогого гостя.
Стадии изготовления дымковской игрушки.
Такими дорогими гостями в этот день стали и мы. На следующем этапе экскурсии нас встречала молодая мастерица Юлия Двинянинова, которая всего за 30 минут показала, как кусок красной глины, привезенной из Просницы, превращается в барыню-хозяюшку с караваем.
Сегодня, как и несколько веков назад, создание игрушки — это исключительно ручная авторская работа, выполняемая полностью, от начала и до конца, одной мастерицей.
Лепить начинают с основной крупной части, к которой примазываются более мелкие детали, затем заглаживают поверхность мокрым пальцем. Очень аккуратно и тщательно, чтобы при обжиге все детали остались на месте. В процессе работы используются лишь деревянная лопатка для выравнивания «ступки» (юбки), палочка для протыкания отверстий и влажная тряпочка.
Поначалу наши юные герои скептически наблюдали за работой мастерицы. Ведь то, что получалось, мало походило на статную красавицу, которую они только что видели в музее. Но... легкими движениями Юлия сделала оборочку на юбке (кстати, довольно сложный элемент). Потом мастерица приступила к прическе барыни. В этот момент девочки начали узнавать будущую хозяйку, даже косы решили себе заплести как у нее.
Для завершения не хватало самых мелких деталей — сережек, рушника и каравая с солью. Только представьте себе, что некоторые из них по размерам меньше 5 мм. Это поистине ювелирная работа, сродни ремеслу Левши, который подковал блоху.
И вот последние штрихи... Глаза участников округляются, у кого-то на лице появляется неподдельный восторг, а кто-то достает телефон (куда же без него сегодня). Наша барыня готова ко второму этапу — сушке.
На этом этапе игрушку оборачивают в лоскут ткани, ставят на полку, где она сушится при комнатной температуре от 2 дней до 2 недель (в зависимости от размера).
После тщательной сушки работа отправляется в обжиг. Обычно, это закрытое от посторонних глаз помещение, но мы смогли там оказаться и вместе с сотрудником промысла Леонидом Менчиковым, который продолжил увлекательный рассказ о процессе создания глиняной игрушки.
В старину обжигали дымку в русской печи прямо меж поленьев. Бывало, что и пищу готовили в это же время. Обожженные игрушки обтирали от золы, белили и расписывали.
Теперь же обжиг производится в электрических печах при температуре 850-900 С. От такого накала глиняные фигурки светятся насквозь, словно раскаленные угли. Кстати, свои работы мастерицы не подписывают перед тем, как они отправляются в печи. Как они узнают после, где чья игрушка, так и осталось для нас секретом.
900 С — конечно, много, но не каждый из нас понимал насколько. Чтобы нам было понятнее, Леонид провел небольшое сравнение.
— Итак, представьте, что вы взяли сковороду, чтобы что-то пожарить, поставили ее на огонь, она, естественно, накалилась. Рискнет ли кто-нибудь сразу взять ее в руки? Так вот, если же эту сковороду положить в печь при температуре обжига, то она попросту расплавится. Вот вам и 900 С!
После обжига игрушки возвращаются к мастерицам, к ним же отправились и мы. 30 лет назад в промысле работало примерно 70 человек, сегодня же здесь творят около 20 игрушечниц. На экскурсии мы познакомились с 3 поколениями мастериц, у каждой из которых свой уникальный почерк в работе.
Изначально дымковская игрушка являлась потомственным домашним ремеслом, которое передавалось по женской линии от матери к дочери. В 20 веке промысел перестал быть сугубо наследственным: был проведен первый набор желающих стать мастерицами со стороны.
Все же и в наше время есть династии мастериц. Например, Нина Петровна Борнякова, с 16 лет работающая в промысле и посвятившая ему ни много, ни мало, 56 лет, передала свои знания дочери — Евгении Белых — мастерице с уже почти 20-летним опытом.
Мастерицы Нина Петровна и Евгения показали нам следующие этапы создания игрушки — побелку и роспись. Раньше побелку разводили на молоке. Входящий в его состав казеин является хорошим закрепителем. Сегодня же мастерицы используют белую водоэмульсионную краску с добавлением мела, хотя у каждой есть некоторые секретные ингредиенты, чтобы побелка лучше ложилась и быстрее сохла.
После побелки игрушка расписывается красками с добавлением яичного белка или желтка, которые придают цветам особый блеск.
Кстати, фиолетового и сиреневого цветов на игрушках не встретишь, так как эти цвета считаются нетрадиционными. Когда-то молодая мастерица решила добавить их в свою работу, но увы... На художественном совете, который проходит раз в месяц, ее попросили игрушку перекрасить.
В старину для росписи использовали самодельные кисти, которые были в виде палочки с намотанным на нее и распушенным кусочком холста. Сейчас мастерицы работают современными кистями, позволяющими усложнить традиционный орнамент мельчайшими деталями. Конечно, у Нины Петровны за столько лет работы рука уже набита, но иногда она специально делает слегка небрежные мазки. По-мнению мастерицы, так игрушка выглядит более живой, подчеркивается ручная работа.
Последним этапом в создании игрушки является нанесение потали (особого сплава меди и цинка золотого цвета). Тончайшие листы металла, проложенные между двумя листами бумаги во избежание склеивания между собой, нарезают квадратами и аккуратно кисточкой «насаживают» на игрушку.
Есть у мастериц и любимые персонажи. Нина Петровна очень любит лепить барыню-водоноску.
— Водоноска олицетворяет женскую красоту и силу. Раньше в деревнях, прежде чем в жены брать, смотрели на то, какова невеста в работе. Худые не в моде были. А пышная румяная барыня-водоноска — в самый раз!
Весь процесс изнутри мы увидели, и настало время перейти от теории к практике — слепить игрушку самим!
Мы переместились в Студию ремесел, которая работает в здании промысла уже много лет, проводя различные занятия для детей и взрослых. Но самым большим интересом всегда пользуются занятия по работе с глиной. В уютном классе нас уже ждала молодая мастерица Юлия Михалицына.
Богдан Карсаков и Даша Караваева лепили из глины в первый раз. Даша справлялась весьма умело, а вот Богдана поначалу глина «не слушалась», и приходилось звать на помощь Юлию.
Богдан Карсаков (участник экскурсии)
— Мне было интересно смотреть на то, как мастерица делала игрушку. Очень здорово, что мы своими руками смогли сделать из куска обыкновенной глины красивую игрушку, которую можно кому-нибудь подарить. Я подарю птичку маме! Ребятам в классе рассказал про экскурсию, теперь все хотят сходить.
Совместными усилиями у участников экскурсии получились миниатюрные аккуратные птички. Можно с уверенностью сказать, что первый блин комом не вышел!
Конечно, горящие глаза детей дорогого стоят, а как горели глаза взрослых! Не только ребята, но и родители лепили игрушку впервые. Алексей Селивановских как будто вернулся в детство. На протяжении всего процесса лепки, а занял он у нас раза в 3 времени больше, чем у мастерицы в музее, с его лица не сходила улыбка.
Алексей Селивановских (участник экскурсии)
— Впервые за 45 лет я увидел воочию, как создают дымковскую игрушку. Очаровательный экскурсовод вела нас по залам, рассказывая историю фабрики, процесс изготовления игрушек и стили в которых они изготовлены. Мы посетили подвал, где проходит обжиг игрушек в печах. Мастер рассказал о том, как серьезен процесс обжига, и каких это стоит трудов. Нас познакомили с мастерицами, которые своими руками делают такие шедевры! А когда мы пришли в класс, я радовался как ребенок, вылепляя из глины свою птичку. Моя дочь тоже была в полном восторге. Она постоянно вспоминает об этой потрясающей экскурсии.
Даша Караваева (участник экскурсии)
— Мне было интересно услышать историю происхождения дымковской игрушки. Я люблю творить что-нибудь своими руками и с большим удовольствием слепила игрушку сама. Если бы у меня было больше свободного времени, то я походила бы сюда заниматься .Спасибо за экскурсию!
Теперь можно с уверенностью сказать, что мы не только знаем все о дымковской игрушке, но и сами смогли ее сделать! Каждая птичка подписана, все работы отправились на сушку и обжиг. И уже в скором времени игрушки «прилетят» к своим творцам.
За 2,5 часа увлекательной экскурсии по 4 этажам промысла мы благодарим Надежду и Леонида Менчиковых, Марию Шишкину, Юлию Михалицыну и Юлию Двинянинову, Евгению Белых и Нину Петровну Борнякову. Желаем им дальнейших творческих успехов и говорим спасибо за новые знания, позитивные эмоции и непередаваемые ощущения от личной встречи с промыслом!
На сей раз сами юные участники подходили к нам и спрашивали о том, куда мы отправимся в следующий раз. Новая экскурсия уже не за горами! Следите за обновлениями и, возможно, именно вы отправитесь с нами на увлекательную экскурсию, после которой на все 100% сможете сказать «Я знаю!».
Панно Харлова просто до мурашек!