Вверх

 
 
Вход на сайт
Логин
Пароль


РегистрацияЗабыли пароль?
Забыли пароль

Введите логин и e-mail, указанный при регистрации, на который мы вышлем вам пароль

Логин
E-mail
Вход на сайт Регистрация Зачем
регистрироваться?

Детская ортопедическая стаби-
лизирующая и профилактичес-
кая обувь. Размеры от 19 до 41
Sursil-Ortho

Ортопедическая и профи-
лактическая обувь

vk.com/sursilkirov
ТЦ «Радуга»
Киров, ул. Профсоюзная, 11
Тел: 8-963-000-86-82
Сурсил-Орто  

Повышаем интеллект, улучшаем обучаемость! Услуги логопеда-дефектолога.
ТОМАТИС®

Центр коррекции и развития

vk.com/tomatis_kirov

Киров, ул. Герцена, 37
Тел: 8-912-718-91-94 

Скидки на купальники к началу бархатного пляжного сезона!
Бельканто

Салон нижнего белья

vk.com/salonbelkanto
Киров, ул. Преображенская, 38
Тел: 8 (8332) 35-01-21 

Занятия творчеством с 3-16 лет: рисование, лепка и другое. Скидка 15% для новых клиентов
Студия ремёсел

Творческие занятия для детей

vk.com/studiya_remesel
Ул. Свободы, 67
Тел: 38-70-08 
www.kirovchanka.ru > Отдыхаем > Спецпроекты > Киров: шаг за шагом > «Киров: шаг за шагом» — улица Московская

«Киров: шаг за шагом» — улица Московская

31.08.2015     Автор: Анастасия Утманцева

Живая свидетельница смены эпох, одна из главных улиц Хлынова и Вятки. Она видела великих людей, смену власти, снесение старых зданий и возведение новых. Вперед, в прошлое, на улицу Московскую!

Дорогие друзья, проект «Киров: шаг за шагом» продолжается. Спасибо вам за предложения по будущим прогулками — обо всем расскажем по порядку. Сегодня нам предстоит путешествие в прошлое улицы Московской — одной из главных магистралей Кирова. Какие же тайны она хранит, какие секреты прячет? Вооружаемся нашим воображением и отправляемся в путешествие!

По истории этой улицы можно проследить бег времени и смену исторических эпох. Если первоначально старая Московская начиналась от Вознесенской (Ленина), то сегодня нумерация домов идет от реки, от Набережной Грина, а точнее, от Вечного огня.



Для начала — несколько фактов про улицу Московскую:

  • Впервые упоминается в описании посада города Хлынова писцовой книги 1615 года как улица Бритовая
  • Была главной улицей Хлынова, собирала на своем пути улицы и переулки южной части города
  • Современное направление получила в 1784 году, когда был составлен и утвержден новый регулярный план губернской Вятки
  • В 1918 году Вятский горисполком переименовал Московскую улицу в улицу Коммуны. Название Московская была возвращено улице в 1993 году
  • Длина современной улицы — более 4 км
  • Осенью 2008 года на улице Московской, возле бывшего магазина «Мечта», появился третий по счету в городе подземный пешеходный переход

Середина 17 века, древний Хлынов-град. Оглядываемся по сторонам, и нам сразу бросается в глаза Московская башня — самая высокая среди башен посада, и стоит она на самом высоком месте. Возвели ее в 1663-1666 годах, когда при воеводе князе Григории Афанасьевиче Козловском Хлыновский посад был окружен современной для тех времен системой оборонительных укреплений.



Тогда же улица и получила название Московской. За границей города она вливалась в Московскую столбовую дорогу, по которой в город въезжали воеводы и архиереи, шли купеческие караваны с товарами для Русского севера, Урала, Сибири и Китая. Эти караваны везли в первую очередь хлеб, поэтому площадь перед Московской башней посада получила название Хлебной — сегодня мы ее знаем как Театральную площадь.

В 17 веке на въезде в город Хлынов по Московскому тракту возникла небольшая слобода. Название она получила Всехсвятской, из-за возведенной в слободе деревянной церкви Всех святых. В 1723 году приход подвергся перестройке и, благодаря жителям небольшой слободки, церковь стала каменной.



В 1770-х годах Вятку преобразовывали в губернский центр, появилась необходимость разработки нового регулярного плана. Перед властями встал вопрос: какую же улицу выбрать в качестве оси, на которую затем будут «нанизаны» меридианы и параллели других улиц? Ни одна из улиц не подходила под такое высокое звание. Тогда в Петербурге решили самостоятельно задать эту ось. Соединили воображаемой линией колокольню Свято-Троицкого собора и церковь Всех Святых, что стояла на выезде из города по Московскому тракту.



Таким образом Московская и стала главной осью координат старой Вятки. Она разделяла город на две части. Отныне все здания и улицы к северу от Московской стали считаться северной частью, а постройки к югу — соответственно южной частью.

Мы упомянули Свято-Троицкий собор. Не припомните его на карте? Где, по-вашему, он мог бы стоять? Чтобы разведать этот факт, вернемся опять в конец 17 века, а географически переместимся к самому началу Московской улицы.



В 1676-1679 годах был здесь возведен первый на Вятке каменный собор — храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1759 году он пострадал от многочисленных пожаров, был разобран, и на его месте возвели новый Свято-Троицкий кафедральный собор — чудо барочной архитектуры.



Современный перекресток улиц Московской и Динамовского проезда — вот место, где в XVIII веке возвышалась красавица-колокольня с часами на верхнем ярусе. Сам собор располагался чуть левее от современного Вечного огня. Он считался главным не только из-за своей красоты, но и из-за своего месторасположения: он стоял на земле, куда впервые ступили наши предки, где разбили город.
Именно в Свято-Троицком соборе хранилось одно из самых драгоценных сокровищ вятской земли — чудотворная икона Николая святителя, с которой от стен собора проводился Великорецкий крестный ход.В «Вятских записках Никодима Казанского» хранится описание собора:

Собор велик, имеет половину теплую, где служат зимою, и половину холодную, где служат летом. В летней половине —Троицкий храм, с великолепным, резным и сплошь вызолоченным иконостасом. Последний — огромен, верх почти до купола и имеет вид виноградного листа. Престол одет кованым серебром с чеканными изображениями. Недаром на Вятке работало много талантливых серебреников, иконописцев, резчиков по дереву.

Более 160 лет собор украшал собою город. В 1871 году под ним была устроена пещерная церковь Всех Святых Киевских, где находились мощи святых и захоронения знаменитых священников Вятки. В 1935 году собор и колокольни снесли, а на их месте построили жилые дома. Между домами был открыт обелиск Вечный огонь в память землякам, отдавшим жизнь за Родину.



От старых построек, молчаливых свидетелей тех дней, сохранилось несколько памятников культуры. Например, архиерейский дом по адресу Московская, 2-а. Именно здесь начала свою работу славяно-греко-латинская школа, открытая Лаврентием Горкой в 1735 году.



Краевед О. Виноградов приводит факт из жизни дома:

21 марта 1741 года ночью дом был осажден толпой хлыновцев. Они протестовали против политики архиерея, который забирал детей для обучения грамоте. Защитили дом архиерея и его ученики, они успешно отразили нападение своих отцов и старших братьев.

В 1918 году архиерейский дом стал муниципальной собственностью. Здесь был устроен Центральный красноармейский клуб им. К. Либкнехта, тут разместился городской совет, в 1930-х годах — Дом пионеров. В 1966 году здание было принято под государственную охрану как памятник истории, но это не спасло дом от переделок, несовместимых с его стилем.



От построек хлыновского кремля сохранился дом №4. Он был построен в 1752 году для духовной консистории.



В 1920-е годы располагался вятский губернский комитет партии. В 1923 году перед ним был установлен памятник С. Халтурину.



Интересно, что когда отрывали котлован для устройства фундамента памятника, комиссия случайно обнаружила древний кремлевский ров. На глубине около 2,5 аршинов покоились «остатки заложенных бревенчатых ряжей» — деревянных срубов, которые использовались обыкновенно для устройства различных по назначению гидротехнических сооружений. Вероятнее всего, это были остатки берегового моста, перекинутого через ров перед Спасской башней.

Здание на углу Московской и Ленина (Московская, №6) играет важную роль в панораме улиц, определяя масштаб исторической части города. Его строительство купец Клобуков начал в 1915 году, но из-за пожара стройка затянулась, и закончилась только в 1926 году.



Дом сразу готовился под гостиницу. Значительное по габаритам, монументальное, здание было декорировано в стиле классицизм, что придало ему строгость и столичный размах. С 1935 года здесь размещались партийные органы, а сейчас — поликлиника №5 Кировского клинико-диагностического центра.

Следующее уникальное строение фактически обладает двумя адресами: Московская, 7 и Московская, 9. Архитекторы утверждают, что правильнее было бы присвоить 6 адресов, ведь здание состоит из 6 секций, построенных в разные годы, однако пронумерованы только два.

Дом №7, построенный по плану архитектора Ф.М. Рослякова в 1807 г., принадлежал раньше купцу Кочурову. Известный общественный деятель А.А. Красовский разместил тут библиотеку и книжный магазин. Это место стало центром распространения идей русских революционных демократов. Здесь обсуждали «Отечественные записки», «Современник», запрещенный «Колокол». Сюда заходил и начинающий художник Виктор Васнецов.



В 1863 году по особому указу царя Александра II библиотеку и магазин закрыли, владелец отправился в тюрьму. Соратники были арестованы, Виктор Васнецов был вынужден покинуть Академию художеств. В 1910-е годы землю выкупил новый владелец, и здесь был основан Сибирский торговый банк с магазином на первом этаже.

Дом №9 — это дом Н.Г. Филиппова, он был построен в 1892 году. Здесь проживали М.П. Бородин и русский литератор и корреспондент В.Г. Короленко. В 1910-1913 годах в доме размещались классы пианиста Г.А. Рылова, потом — Экономическое общество потребителей.



В начале 1900-х годов Герман Александрович Рылов открыл в Вятке фортепианные классы, где наряду со специальностью ученики занимались сольфеджио, теорией и гармонией. В мае 1919 года Рылов на губернском съезде работников просвещения предложил открыть музыкальную школу на новых началах, чтобы «дать лицам, обладающим музыкальными способностями, в первую очередь детям рабочих, музыкальное образование».

Первая пролетарская музыкальная школа, руководителем которой он стал, открыла свои двери 1 июня 1919 года.



Коллектив преподавателей и учащихся школы в 1930-е годы.

Популярность школы среди вятских ребят росла быстро: уже на 1 января 1920 года в ней обучалось 200 учащихся. Большинство из них — дети рабочих Вятских железнодорожных мастерских и станции «Вятка». Сегодня старейшая музыкальная школа №1 носит имя Г.А. Рылова (она находится по адресу ул. Спасская, 34).

В доме №12 в 1875 году родился будущий композитор и музыкальный критик Владимир Алексеевич Сенилов.



В одной из комнат стоял концертный рояль, а по вечерам у Сениловых собирались вятские музыканты. Здесь можно было услышать оперы, увертюры, произведения для симфонического оркестра и романсы.



Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым (стоит).

В 1918 году дом Сениловых был муниципализирован и передан вятскому губкому РКП(б). Позже здесь разместилась Вятская кунсткамера, хранившая коллекции предметов, бывших в городской среде конца 19 в. — начале 20 в.: часы, посуду из фаянса и фарфора, бытовые изделия, мебель. Следуя традициям Кунсткамеры Петербурга, музей представлял диковинки природы — экзотические объекты разных стран, экспонаты аномального развития человека. Здесь же, отдавая дань истории, проводились и камерные сениловские вечера.

В 1912-1913 годах напротив особняка Сениловых был построен дом провизора (аптекаря) титулярного советника Гуго Карловича Бока.



Дом Бока был построен в характерном для того времени стиле модерн. Фасад его был отделан декоративным красным кирпичом, над окнами второго этажа — бетонные обрамления, выше — широкий ступенчатый карниз. Балкон дома во время демонстраций служил трибуной и местом для публики.

В 1918 году аптека Бока была национализирована, но хозяина оставили ее управляющим. После октября 1917 года в этом же здании помещалась редакция лево-эсеровской газеты, а после 6 июля 1918 года — редакции различных коммунистических изданий (его так и называли — Дом «Вятской правды»).



К сожалению, дом Бока не был включен в список памятников архитектуры города Кирова, и в конце 1950-х годов был встроен в большое угловое здание. Внешний декор дома при перестройке был почти полностью утрачен. Окна двух первых этажей — это и есть бывший дом провизора Гуго Бока.



На углу с улицей Свободы, на месте углового 4-х этажного дома до конца 1950-х стоял одноэтажный деревянный дом, где находилась фотомастерская С.А. Лобовикова — знаменитого вятского фотографа, которого называют «певцом русской деревни».



Но он был не первым и не единственным фотографов, творившим здесь. Начало фотографическому искусству на Вятке положил Е.А. Лихов — один из первых вятских фотографов. Он оборудовал фотомастерскую, которая затем перешла к А.О. Буйновичу, ссыльному поляку, тоже фотографу.



После него здесь обосновался С.А. Лобовиков. В 1904 году он купил весь дом и пристроил к нему деревянный павильон.

Здание №21 — одно из самых старых деревянных в городе. Оно было построено в 1795 году для купца П.С. Хохрякова.



Здесь размещалось Вятское фотографическое сообщество. Во флигеле проживал известный вятский историк А.С. Верещагин.

Однако, события, произошедшие в доме №21 в середине ХХ века, закрепили за ним зловещую репутацию «дома людоедов». На второй год Великой Отечественной войны в Кирове царил страшный голод. Люди умирали у станков и прямо на улицах, а в этом небольшом деревянном доме всегда торговали свежими пирожками с мясом. Между тем, в городе пропадали дети... Местные жители заподозрили неладное. Их опасения подтвердились, когда они услышали из этого дома детский крик: «Тетенька, не надо ножик!». Пелагею Клюкину милиция задержала прямо в доме, а вторая людоедка — Августа Абатурова, практически успела сбежать и купить билет на паром, но там ее поймали. Обеих преступниц убили в колонии строгого режима.

Давайте обратим внимание на дом №27 — дом Калашникова. Сразу за ним когда-то располагался обширный участок, где в герценовские времена была полицейская часть. Еще тут был и губздрав отдел, и скорая помощь, и городская аптека, и пожарная часть.



В 1889 году со двора этого дома был запущен бумажный змей, хвост которого запутался в проводе, протянутом с колокольни Царевской церкви к дому первой пожарной части, что вызвало переполох среди властей. По проводу должны были поступать электрические сигналы с колокольни-каланчи от дозорного к пожарным. Власти испугались, что запутавшийся змей нарушит эту связь и оставит северную половину города без пожарного надзора. Сейчас и школьнику понятно, что опасения были напрасны, но тогда, на заре электрической эры, с жильцов клобуковского дома взяли подписку «впредь змея не пускать». Тем более, что от них, как позднее от автомобилей, шарахались лошади.

Дом и флигель под номерами 26 и 28
— это все, что осталось от когда-то большой усадьбы
И.М. Рязанцева.



Все владельцы усадьбы сдавали площади квартирантам. Тут жил П.Л. Яковлев — приятель
А.С. Пушкина. На верхнем этаже снимал квартиру вице-губернатор Д.И. Батурин, к нему часто заходил в гости М.Е. Салтыков-Щедрин.



Здесь же находилась фотомастерская вятского купца, фотомастера и фотохимика П.Г. Тихонова, и именно поэтому А.Г. Тинский назвал дом №28 «свидетелем и участником важного этапа развития фотоискусства Вятки». Он писал:

Петр Григорьевич Тихонов был учителем Лобовикова. В 1901 году он выпустил в Стокгольме 10 открыток с видами нашего города. Использовались его фото и в советских книгах, но без упоминания его имени — Тихонов был расстрелян как заложник в октябре 1918 года, ему было тогда 67 лет.



П. Г. Тихонов

В 1911 году дом перешел в собственность Государственного банка, затем муниципализирован.

Дома №31 и №33 находятся в почетном списке памятников архитектуры. Во дворе усадьбы можно увидеть остатки крепостного вала посада 17 века.



Дом №33 часто называют домом со львами — здесь было открыто Мужское городское 4-х классное училище, на воротах дома располагались скульптуры лежащих львов. Подобные малые архитектурные формы были распространены в Вятском крае, но до наших дней их дошло немного.



В 1993 года здесь расположился Музей народного образования и редакция газеты «Я расту».

В 1799 году на углу Хлебной площади был построен двухэтажный дом. Здесь расположилась женская гимназия — первое на Вятке учебное заведение для женщин. Сейчас мы знаем это заведение как школу №22.



С 1865 года училище первого разряда стало называться Вятской Мариинской женской гимназией в честь императрицы Марии Александровны, матери государя Александра II.

На момент открытия было 57 учениц, к концу учебного года — 74 ученицы. Это были дети дворян, чиновников, священников. Первые десять лет училище не получало от Министерства просвещения никаких средств, никакой финансовой помощи. Лишь с 1870 года Министерство начало выделять незначительное пособие.



Давайте немного погрузимся в атмосферу того времени с помощью воспоминаний Людмилы Алексеевны Дьяконовой, матери писателя Леонида Дьяконова:

Часто в гимназии открывались окна, особенно весной, но подходить к ним не разрешалось. Однажды Лидочка заработала себе четверку по поведению – она с куском хлеба, стащенным из дома, уселась на открытое окно, а внизу по Московской улице проходили колонной семинаристы. Они шли в кафедральный собор на архиерейскую службу. Засмотрелись они на Лидочку. Она была хорошенькая: две толстые косы и больше серые глаза. Четвероклассницы стали над ней смеяться, а она сказала: «Сейчас я их отпугну!» и высунула язык. Тогда в окно стали смотреть и те семинаристы, которые шли по другой стороне. Отворились двери, прибежала классная дама, потащила Лидочку к начальнице. Ее строго отругали, поставили четверку за поведение и оставили после уроков.

Добавим, что Лидочка — это сестра Людмилы Алексеевны и будущая мама поэта Николая Алексеевича Заболоцкого.

Екатерининскую церковь, построенную в 1899 году, когда-то увенчивало старозаветное пятиглавие.



Двухъярусный иконостас в псевдорусском стиле, украшавший интерьер, был сделан по проекту И.А. Чарушина, а иконы — кисти А.А. Рылова.



Иконостас Екатерининской церкви в начале XX в.

В течение нескольких десятилетий здесь располагалась специализированная детская спортивная школа олимпийского резерва №1, но в начале XXI века церковь перешла в собственность к Вятской епархии.

Мы с вами останавливаемся рядом с Хлебной площадью, ныне носящей название Театральной. Ее история настолько обширна и интересна, что заслуживает отдельного путешествия в прошлое. Именно туда мы с вами и отправимся в следующий раз!

До новых, очень скорых встреч в прошлом города Кирова!

В статье использовались материалы книг «Хлынов, Вятка, Киров: путеводитель по улицам города», «Старая Вятка: квартал за кварталом» В. А. Любимова, «Загадки вятских улиц» А. Балыбердина, веб-сайтов nashavyatka.ru, kipov.ru, livejournal.com, kirovnet.ru

Источник: Кировчанка.ru     
                       
Комментарии (8)
 
Очень интересно и полезно. Спасибо авторам проекта!
Очень интересно и полезно. Спасибо авторам проекта!
 
Интереснейшая статья!!! Спасибо!!! Узнали много нового!!!
Интереснейшая статья!!! Спасибо!!! Узнали много нового!!!
 
Как всегда, очень познавательно! Спасибо!
Как всегда, очень познавательно! Спасибо!
 
спасибо! статьи этого цикла ни за что не пропущу. всегда интересно!
спасибо! статьи этого цикла ни за что не пропущу. всегда интересно!
 
От дома № 21 мороз по коже...
От дома № 21 мороз по коже...
 
цитироватьYuka01.09.2015 12:44
[quote="Масика"]От дома № 21 мороз по коже...[/quote] аналогично
Масика писал (а):От дома № 21 мороз по коже...
аналогично
 
Очень интересно и познавательно. Живем в Кирове и много чего не знаем. Спасибо.
Очень интересно и познавательно. Живем в Кирове и много чего не знаем. Спасибо.
 
цитироватьZooM01.09.2015 21:16
Спасибо за статью.
Спасибо за статью.
Добавить комментарий
Вы цитируете сообщение пользователя
Чтобы добавить комментарий введите свой логин и пароль или зарегистрируйтесь